|
ПРОЕКТ
Концепция развития донорства крови
и ее компонентов в Российской Федерации на период до 2010
года
Донорство
- свободно выраженный добровольный акт дачи крови и ее
компонентов для применения их с лечебной целью. Лиц, добровольно
дающих свою кровь и ее составные части, называют донорами.
Существенное условие участия в донорстве - соответствие
уровня здоровья донора определенным медицинским критериям.
Проблема донорства
крови и ее компонентов является одной из очень важных
для государства и ключевых для отечественного здравоохранения.
От ее решения зависит сама возможность и качество оказания
высокотехнологичной медицинской помощи в мирное время
и в чрезвычайных ситуациях. Именно поэтому эту проблему
можно отнести к разряду вопросов безопасности страны.
Донорство воспитывает
в человеке высокие нравственные принципы - гуманизм, доброту,
отзывчивость, патриотизм, в которых так нуждается современное
общество.
Положительное общественное
отношение и активное участие населения в донорстве соответствуют
целям государства в области безопасности и социальной
политики - формирование здорового поколения, физически
и духовно крепкого общества.
1. Характеристика состояния донорства
крови и ее компонентов в Российской Федерации
Совершенствование
специализированной медицинской помощи в первую очередь
в онкологии, гематологии, кардиохирургии, травматологии,
акушерстве и других специальностях обусловливает возрастающую
потребность лечебных учреждений в компонентах и препаратах
крови, единственным источником которых являются доноры.
В связи с этим непрерывно возрастает значение проблемы
донорства.
Служба крови России
представлена сетью специальных учреждений (институты,
центры, станции переливания крови) и подразделений (отделения,
кабинеты трансфузионной терапии лечебных учреждений),
которые являются составной частью здравоохранения и предназначены
для заготовки, переработки, хранения транспортировки и
применения крови, ее компонентов и препаратов. Учреждения
службы крови совместно с Красным Крестом планируют, комплектуют
и учитывают донорские кадры, осуществляют их медицинское
обследование, ведут заготовку консервированной крови и
переработку ее на компоненты и препараты.
Массовое донорство
в нашей стране получило развитие с 1926 года. Основной
курс был взят на безвозмездное донорство, являющееся высшей
формой гражданского гуманизма и патриотизма. Это направление
остается основным в мировом донорском движении и активно
поддерживается Всемирной организации здравоохранения.
Безвозмездное донорство получило наиболее интенсивное
развитие с 1957 года, когда оно было поддержано соответствующими
директивными документами Правительства СССР и РСФСР, а
также деятельностью центрального и региональных Обществ
Красного Креста и Красного Полумесяца по привлечению населения
к этой акции.
Однако в последнее
десятилетие донорство переживает значительный спад, что
в основном связано с практически прекращением пропаганды
донорства в средствах массовой информации, невыполнением
обязательств по льготам, предоставляемым донорам, крайне
неудовлетворительным финансированием учреждений службы
крови. Снижена активность Российского общества Красного
Креста, органов управления здравоохранением по привлечению
населения к донорству. Администрация учреждений и предприятий,
на которые ранее производились выезды с целью заготовки
крови, занимает в проведении этой акции пассивную позицию,
а весьма часто и прямо противодействуют участию трудового
коллектива в донорстве. Сотрудники этих предприятий в
свою очередь, вследствие возможных нареканий руководителей
неохотно покидают рабочие места.
Общее количество доноров
в России за пятнадцать лет уменьшилось более чем вдвое.
Так, в 1985 году общее количество доноров составляло 5,6
миллиона человек, через 10 лет в 1995 году - 2,9 миллиона,
а к 2002 году достигло 2,2 миллионов.
Количество доноров
на 1 тыс. населения в 2001 году составляет всего 15,4,
в то время как по мировым данным для самообеспечения страны
кровью и ее компонентами необходимо иметь 40 - 60 доноров
на 1 тыс. населения. В странах Европейского Союза это
количество в среднем составляет 40,2. Теоретически донорами
могут быть 10 - 15 % населения, а в России ими являются
только 1,6 %. За последние годы на 23 % сократилось количество
первичных доноров, на 40,3 % - иммунных доноров, на 44
% - доноров клеток крови.
Учитывая стратегическое
значение службы крови в охране здоровья населения и в
медицинском обеспечении чрезвычайных ситуаций, проблема
самообеспечения страны кровью, ее компонентами и препаратами
должна решаться на государственном уровне, комплексно,
с привлечением всех заинтересованных министерств и ведомств,
с целевым направлением на ее развитие финансовых средств
из всех возможных источников.
2. Цель и задачи Концепции
Целью
настоящей Концепции является совершенствование государственной
политики в области пропаганды здорового образа жизни,
развития донорства крови и ее компонентов для обеспечения
российских лечебных учреждений необходимым объемом безопасных
и эффективных компонентов и препаратов крови отечественного
производства.
Для достижения этой
цели необходимо решить следующие основные задачи:
привлечение к донорству крови и ее компонентов здорового
населения России;
пропаганда донорства как акта гуманизма и проявления добродетели,
составляющей здорового образа жизни;
формирование благоприятных социальных, правовых, экономических
и медицинских условий для реализации донорских функций;
отвод от донорства и учет лиц с противопоказаниями и потенциальной
угрозой передачи инфекционных заболеваний;
совершенствование структуры и организации системы управления
донорством;
увеличение производства компонентов и препаратов крови
на основе совершенствования существующих и внедрения новых
технологий;
создание современной информационно-аналитической базы
для работы с донорскими кадрами.
3. Основные направления деятельности по развитию донорства
крови и ее компонентов
Государственная
политика в сфере поддержки и развития донорского движения
должна предусматривать следующие основные направления:
санитарное просвещение населения по вопросам донорства
и лечебного применения крови и ее компонентов;
агитация населения к участию в донорстве крови;
совершенствование нормативно-правовой базы донорства крови;
совершенствование системы морального стимулирования безвозмездного
донорства и поощрения организаторов донорского движения,
в том числе поощрение руководителей предприятий и организаций,
способствующих участию в донорстве своих сотрудников;
развитие медицинских технологий контроля и поддержания
состояния здоровья доноров;
повышение качества организационно-методического руководства
донорским движением в регионах;
разработка и внедрение программного обеспечения работы
с донорами на базе автоматизированных рабочих мест, включенных
в региональные и федеральную информационные сети;
профессиональная подготовка специалистов для работы с
донорскими кадрами и развития донорства крови;
совершенствование системы медицинского и социального страхования
доноров крови и ее компонентов.
4. Основные принципы реализации Концепции
В
целях реализации настоящей концепции необходимо руководствоваться
следующими принципами:
- консолидация действий органов исполнительной власти
всех уровней, организаций и граждан по формированию и
реализации комплексной программы по развитию донорства
крови и России;
- сочетание общих мероприятий по развитию донорства с
конкретными целенаправленными мероприятиями в группах
населения с наиболее высоким потенциалом донорства;
- использование международного опыта по рекрутированию
и работы с донорскими кадрами с целью выработки оптимальных
подходов к решению проблемы развития донорства в России.
5. Механизм и основные меры реализации Концепции
Реализация настоящей концепции предполагает:
совершенствование нормативной правовой базы донорства
крови и ее компонентов;
принятие федеральных и региональных программ развития
донорства и службы крови;
определение приоритетных отраслевых научных программ;
формирование мотивации к добровольному участию в донорском
движении;
достижение и поддержание уровня донорства, достаточного
для самообеспечения страны компонентами и препаратами
донорской крови.
Мероприятия по развитию донорства крови и ее компонентов
должны включать в себя:
пропаганду донорского движения с использованием современных
рекламных технологий (наружная реклама, телевидение, радио,
пресса, интернет);
формирование общественного мнения о необходимости и полезности
донорства, о зависимости здоровья каждого члена общества
от уровня развития донорства в стране;
формирование адресных агитационных мероприятий для различных
социальных и возрастных категорий населения;
создание национального и региональных общественных объединений
доноров;
законодательное определение льготы по налогообложению
предприятий, активно участвующих в донорском движении;
привлечение к поддержке донорского движения общественных
организаций, уставами которых предусмотрено оказание содействия
охране здоровья населения;
взаимодействие с религиозными организациями, поддерживающими
донорство крови как проявление милосердия и человеколюбия;
создание обучающих программ для организаторов донорства;
оценку донорского потенциала, планирование и мониторинг
участия в донорстве различных категорий населения;
разработку специальных форм пропаганды донорства среди
молодежи, студенчества, в воинских коллективах;
оснащение службы крови материалами по агитации и пропаганде
донорства (брошюры, буклеты, плакаты, сувенирная продукция);
публичное освещение участия в донорском движении известных
общественных деятелей;
создание комфортных условий донации крови и ее компонентов,
побуждающих к повторным донациям;
внедрение передовых технологий безопасного и эффективного
использования донорской крови и ее компонентов;
широкое привлечение к поддержке донорского движения возможностей
и средств организаций и граждан;
непрерывный поиск и обмен информацией об эффективных методах
агитации и пропаганды донорства
осуществление обмена опытом организации донорского движения
в рамках международного сотрудничества;
создание и трансляция по каналам телевидения и радиовещания
тематических видеофильмов, видеоклипов, радиопередач и
радиоклипов, их тиражирование и распространение для трансляции
по каналам телевидения и радиовещания субъектов Российской
Федерации;
подготовку пресс-релизов, публикации в печати, выступления
по телевидению и радио ведущих ученых и работников здравоохранения,
доноров и реципиентов крови и ее компонентов, представителей
общественных организаций по вопросам донорства и службы
крови, подготовка и издание санитарно - просветительных
материалов для населения разработка и внедрение учебных
программ в медицинских образовательных учреждениях по
вопросам организации и проведения донорства и службы крови.
Реализация Концепции будет осуществляться поэтапно на
основе плана мероприятий, разрабатываемого Министерством
здравоохранения Российской Федерации совместно с заинтересованными
органами исполнительной власти и организациями.
Реализация Концепции позволит:
создать условия для поддержания и развития донорского
движения в Российской Федерации;
обеспечить учреждения здравоохранения России достаточным
количеством лечебных компонентов донорской крови;
создать систему управления донорским потенциалом в мирное
время и в чрезвычайных ситуациях.
Опубликован в журнале Трансфузиология.- 2003.- №1.- С.61-67
На главную
|
|