Проект концепции развития донорства крови

ПРОЕКТ

Концепция развития донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации на период до 2010 года

      Донорство - свободно выраженный добровольный акт дачи крови и ее компонентов для применения их с лечебной целью. Лиц, добровольно дающих свою кровь и ее составные части, называют донорами. Существенное условие участия в донорстве - соответствие уровня здоровья донора определенным медицинским критериям.
       Проблема донорства крови и ее компонентов является одной из очень важных для государства и ключевых для отечественного здравоохранения. От ее решения зависит сама возможность и качество оказания высокотехнологичной медицинской помощи в мирное время и в чрезвычайных ситуациях. Именно поэтому эту проблему можно отнести к разряду вопросов безопасности страны.
       Донорство воспитывает в человеке высокие нравственные принципы - гуманизм, доброту, отзывчивость, патриотизм, в которых так нуждается современное общество.
       Положительное общественное отношение и активное участие населения в донорстве соответствуют целям государства в области безопасности и социальной политики - формирование здорового поколения, физически и духовно крепкого общества.

1. Характеристика состояния донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации

       Совершенствование специализированной медицинской помощи в первую очередь в онкологии, гематологии, кардиохирургии, травматологии, акушерстве и других специальностях обусловливает возрастающую потребность лечебных учреждений в компонентах и препаратах крови, единственным источником которых являются доноры. В связи с этим непрерывно возрастает значение проблемы донорства.
       Служба крови России представлена сетью специальных учреждений (институты, центры, станции переливания крови) и подразделений (отделения, кабинеты трансфузионной терапии лечебных учреждений), которые являются составной частью здравоохранения и предназначены для заготовки, переработки, хранения транспортировки и применения крови, ее компонентов и препаратов. Учреждения службы крови совместно с Красным Крестом планируют, комплектуют и учитывают донорские кадры, осуществляют их медицинское обследование, ведут заготовку консервированной крови и переработку ее на компоненты и препараты.
       Массовое донорство в нашей стране получило развитие с 1926 года. Основной курс был взят на безвозмездное донорство, являющееся высшей формой гражданского гуманизма и патриотизма. Это направление остается основным в мировом донорском движении и активно поддерживается Всемирной организации здравоохранения. Безвозмездное донорство получило наиболее интенсивное развитие с 1957 года, когда оно было поддержано соответствующими директивными документами Правительства СССР и РСФСР, а также деятельностью центрального и региональных Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца по привлечению населения к этой акции.
       Однако в последнее десятилетие донорство переживает значительный спад, что в основном связано с практически прекращением пропаганды донорства в средствах массовой информации, невыполнением обязательств по льготам, предоставляемым донорам, крайне неудовлетворительным финансированием учреждений службы крови. Снижена активность Российского общества Красного Креста, органов управления здравоохранением по привлечению населения к донорству. Администрация учреждений и предприятий, на которые ранее производились выезды с целью заготовки крови, занимает в проведении этой акции пассивную позицию, а весьма часто и прямо противодействуют участию трудового коллектива в донорстве. Сотрудники этих предприятий в свою очередь, вследствие возможных нареканий руководителей неохотно покидают рабочие места.
      Общее количество доноров в России за пятнадцать лет уменьшилось более чем вдвое. Так, в 1985 году общее количество доноров составляло 5,6 миллиона человек, через 10 лет в 1995 году - 2,9 миллиона, а к 2002 году достигло 2,2 миллионов.
      Количество доноров на 1 тыс. населения в 2001 году составляет всего 15,4, в то время как по мировым данным для самообеспечения страны кровью и ее компонентами необходимо иметь 40 - 60 доноров на 1 тыс. населения. В странах Европейского Союза это количество в среднем составляет 40,2. Теоретически донорами могут быть 10 - 15 % населения, а в России ими являются только 1,6 %. За последние годы на 23 % сократилось количество первичных доноров, на 40,3 % - иммунных доноров, на 44 % - доноров клеток крови.
       Учитывая стратегическое значение службы крови в охране здоровья населения и в медицинском обеспечении чрезвычайных ситуаций, проблема самообеспечения страны кровью, ее компонентами и препаратами должна решаться на государственном уровне, комплексно, с привлечением всех заинтересованных министерств и ведомств, с целевым направлением на ее развитие финансовых средств из всех возможных источников.

2. Цель и задачи Концепции

       Целью настоящей Концепции является совершенствование государственной политики в области пропаганды здорового образа жизни, развития донорства крови и ее компонентов для обеспечения российских лечебных учреждений необходимым объемом безопасных и эффективных компонентов и препаратов крови отечественного производства.
       Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
привлечение к донорству крови и ее компонентов здорового населения России;
пропаганда донорства как акта гуманизма и проявления добродетели, составляющей здорового образа жизни;
формирование благоприятных социальных, правовых, экономических и медицинских условий для реализации донорских функций;
отвод от донорства и учет лиц с противопоказаниями и потенциальной угрозой передачи инфекционных заболеваний;
совершенствование структуры и организации системы управления донорством;
увеличение производства компонентов и препаратов крови на основе совершенствования существующих и внедрения новых технологий;
создание современной информационно-аналитической базы для работы с донорскими кадрами.

3. Основные направления деятельности по развитию донорства крови и ее компонентов

       Государственная политика в сфере поддержки и развития донорского движения должна предусматривать следующие основные направления:
санитарное просвещение населения по вопросам донорства и лечебного применения крови и ее компонентов;
агитация населения к участию в донорстве крови;
совершенствование нормативно-правовой базы донорства крови;
совершенствование системы морального стимулирования безвозмездного донорства и поощрения организаторов донорского движения, в том числе поощрение руководителей предприятий и организаций, способствующих участию в донорстве своих сотрудников;
развитие медицинских технологий контроля и поддержания состояния здоровья доноров;
повышение качества организационно-методического руководства донорским движением в регионах;
разработка и внедрение программного обеспечения работы с донорами на базе автоматизированных рабочих мест, включенных в региональные и федеральную информационные сети;
профессиональная подготовка специалистов для работы с донорскими кадрами и развития донорства крови;
совершенствование системы медицинского и социального страхования доноров крови и ее компонентов.

4. Основные принципы реализации Концепции

       В целях реализации настоящей концепции необходимо руководствоваться следующими принципами:
- консолидация действий органов исполнительной власти всех уровней, организаций и граждан по формированию и реализации комплексной программы по развитию донорства крови и России;
- сочетание общих мероприятий по развитию донорства с конкретными целенаправленными мероприятиями в группах населения с наиболее высоким потенциалом донорства;
- использование международного опыта по рекрутированию и работы с донорскими кадрами с целью выработки оптимальных подходов к решению проблемы развития донорства в России.

5. Механизм и основные меры реализации Концепции

      Реализация настоящей концепции предполагает:
совершенствование нормативной правовой базы донорства крови и ее компонентов;
принятие федеральных и региональных программ развития донорства и службы крови;
определение приоритетных отраслевых научных программ;
формирование мотивации к добровольному участию в донорском движении;
достижение и поддержание уровня донорства, достаточного для самообеспечения страны компонентами и препаратами донорской крови.
Мероприятия по развитию донорства крови и ее компонентов должны включать в себя:
пропаганду донорского движения с использованием современных рекламных технологий (наружная реклама, телевидение, радио, пресса, интернет);
формирование общественного мнения о необходимости и полезности донорства, о зависимости здоровья каждого члена общества от уровня развития донорства в стране;
формирование адресных агитационных мероприятий для различных социальных и возрастных категорий населения;
создание национального и региональных общественных объединений доноров;
законодательное определение льготы по налогообложению предприятий, активно участвующих в донорском движении;
привлечение к поддержке донорского движения общественных организаций, уставами которых предусмотрено оказание содействия охране здоровья населения;
взаимодействие с религиозными организациями, поддерживающими донорство крови как проявление милосердия и человеколюбия;
создание обучающих программ для организаторов донорства;
оценку донорского потенциала, планирование и мониторинг участия в донорстве различных категорий населения;
разработку специальных форм пропаганды донорства среди молодежи, студенчества, в воинских коллективах;
оснащение службы крови материалами по агитации и пропаганде донорства (брошюры, буклеты, плакаты, сувенирная продукция);
публичное освещение участия в донорском движении известных общественных деятелей;
создание комфортных условий донации крови и ее компонентов, побуждающих к повторным донациям;
внедрение передовых технологий безопасного и эффективного использования донорской крови и ее компонентов;
широкое привлечение к поддержке донорского движения возможностей и средств организаций и граждан;
непрерывный поиск и обмен информацией об эффективных методах агитации и пропаганды донорства
осуществление обмена опытом организации донорского движения в рамках международного сотрудничества;
создание и трансляция по каналам телевидения и радиовещания тематических видеофильмов, видеоклипов, радиопередач и радиоклипов, их тиражирование и распространение для трансляции по каналам телевидения и радиовещания субъектов Российской Федерации;
подготовку пресс-релизов, публикации в печати, выступления по телевидению и радио ведущих ученых и работников здравоохранения, доноров и реципиентов крови и ее компонентов, представителей общественных организаций по вопросам донорства и службы крови, подготовка и издание санитарно - просветительных материалов для населения разработка и внедрение учебных программ в медицинских образовательных учреждениях по вопросам организации и проведения донорства и службы крови.
Реализация Концепции будет осуществляться поэтапно на основе плана мероприятий, разрабатываемого Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с заинтересованными органами исполнительной власти и организациями.
Реализация Концепции позволит:
создать условия для поддержания и развития донорского движения в Российской Федерации;
обеспечить учреждения здравоохранения России достаточным количеством лечебных компонентов донорской крови;
создать систему управления донорским потенциалом в мирное время и в чрезвычайных ситуациях.


Опубликован в журнале Трансфузиология.- 2003.- №1.- С.61-67

 


На главную

 

Copyright © 2001-2003, Intelforum