Трансфузиология №4 (том3) 2002г.

Жибурт Е.Б., Вечерко А.В., Рейзман П.В.
О РОЛИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОНОРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Центр крови Минздрава России, Москва

       Массовое донорство в нашей стране получило развитие с 1926 года. Основной курс был взят на безвозмездное донорство, являющееся высшей формой гражданского гуманизма и патриотизма. Это направление остается основным в мировом донорском движении и активно поддерживается Всемирной организацией здравоохранения. Безвозмездное донорство получило наиболее интенсивное развитие с 1957 года, когда оно было поддержано соответствующими директивными документами Правительства СССР и РСФСР, а также деятельностью центральных и местных Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца по привлечению населения к этой акции.
       Констатируя снижение количества доноров в последние годы Е.А.Селиванов и соавт. (2001) задают вопрос: "Для активизации работы по пропаганде и агитации донорства следует четко определить нашу позицию: рассчитываем ли мы в дальнейшем на помощь общества Красного Креста или нет? Если нет, то следует думать о создании другой организации донорского движения, хотя во всем мире - это прерогатива Красного Креста" [2].
       Обсуждая вопрос о роли общественных объединений в организации донорского движения в Российской Федерации, следует опираться на сложившуюся законодательную базу и основы государственной политики в области здравоохранения.
       Согласно Конституции Российской Федерации:
       1. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
       2. Координация вопросов здравоохранения находится а совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
       3. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
       4. Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области здравоохранения обеспечивает Правительство Российской Федерации
       Отношения, связанные с развитием донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации и обеспечением комплекса социальных, экономических, правовых, медицинских мер по организации донорства, защите прав донора призван урегулировать Закон Российской Федерации от 9 июня 1993 г. N 5142-I "О донорстве крови и ее компонентов".
       Статья 7. этого Закона гласит: "Российское общество Красного Креста, другие организации, учредительными документами которых предусмотрено оказание содействия охране здоровья населения, участвуют совместно с органами государственного управления здравоохранением в организации донорства крови и ее компонентов, его финансировании, а также в пропаганде среди населения безвозмездной добровольной сдачи крови и ее компонентов для лечебных целей".
       Правительство Российской Федерации в Постановлении от 26 августа 1995 г. № 842 "Об утверждении Положения о нагрудном знаке "Почетный донор России" и описания этого знака" определило, что награждение нагрудным знаком "Почетный донор России" производится Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федеральной пограничной службой Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
       В СССР общество Красного Креста проводило большую работу по награждению граждан нагрудным знаком "Почетный донор СССР".
       Аналогичное положение было включено в проект федерального закона "О Российском обществе Красного Креста и об использовании в Российской Федерации эмблемы Красного Креста и словосочетания "Красный Крест", однако данный закон был отклонен Президентом России.

Письмо Президента РФ от 1 июня 1999 г. N Пр-701

       В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 12 мая 1999 г. и одобренный Советом Федерации 17 мая 1999 г. Федеральный закон "О Российском обществе Красного Креста и об использовании в Российской Федерации эмблемы Красного Креста и словосочетания "Красный Крест" (далее именуется - Закон) в связи с его несоответствием Конституции Российской Федерации и другим законодательным актам Российской Федерации.
       Российское общество Красного Креста (далее именуется - РОКК) является общественным объединением. Это закреплено в его уставе, о чем упоминается, например, в статье 7 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", которая предусматривает, что "Российское общество Красного Креста, другие общественные объединения, уставами которых предусмотрено оказание содействия охране здоровья населения, участвуют совместно с органами государственного управления здравоохранением в организации донорства крови и ее компонентов, его финансировании, а также в пропаганде среди населения безвозмездной добровольной сдачи крови и ее компонентов для лечебных целей".
       В соответствии с частью 4 статьи 13 Конституции Российской Федерации в России гарантируется равенство общественных объединений перед законом. В статье 15 Федерального закона "Об общественных объединениях" (далее именуется - Федеральный закон) также предусмотрено, что общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы равны перед законом. Федеральным законом (статья 6) допускается принятие специальных законов, регулирующих особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией отдельных видов общественных объединений. В связи с этим принятие закона, устанавливающего специальный статус конкретного общественного объединения - РОКК, противоречит названным статьям Конституции Российской Федерации и Федерального закона.
       Статья 30 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на объединение. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Эта конституционная норма конкретизируется в статье 6 Федерального закона, закрепляющей, что деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.
       Из изложенного следует, что попытка законодателя закрепить правовой статус РОКК, определить структуру устава РОКК, его цели, задачи, основные направления и формы деятельности в Законе представляет собой прямое нарушение свободы деятельности РОКК, гарантированной статьей 30 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом (статьи 2-5, 15 и 17). Таким образом, сама концепция Закона противоречит Конституции Российской Федерации и Федеральному закону.
       Многие положения Закона носят оценочный либо декларативный характер и в силу этого не могут быть предметом правового регулирования. Так, например, в статье 1 Закона закреплено, что РОКК - старейшая гуманитарная организация России. Норма статьи 2, устанавливающая организационно-правовую форму РОКК, противоречит статье 7 Федерального закона, главе 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону "О некоммерческих организациях".
       Неправомерно предоставление РОКК права награждения знаком "Почетный донор России" (статья 3 Закона), порядок которого определен законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 г. N 842 утверждено Положение о нагрудном знаке "Почетный донор России".
       Статья 5 Закона, предусматривающая, что национальные общества Красного Креста (Красного Полумесяца) могут осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации только на основе соглашений с РОКК, возлагает на РОКК разрешительные функции, что в соответствии со статьями 3, 10 и 11 Конституции Российской Федерации может быть отнесено только к компетенции органа государственной власти.
       Положения статей 3, 7 и 8 Закона закрепляют право на перечисленные в них виды деятельности исключительно за РОКК. Однако Женевские конвенции, регламентирующие различные виды гуманитарной деятельности, содержат принципиально иной подход к данному вопросу и предусматривают возможность осуществления гуманитарных функций любой гуманитарной организацией, а не только Международным комитетом Красного Креста. Так, например, в статье 10 Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны предусмотрено, что положения данной Конвенции не служат препятствием для гуманитарных действий, которые Международный Комитет Красного Креста или любая другая беспристрастная гуманитарная организация предпримут для защиты гражданских лиц.
       Значительная часть содержащихся в главе II Закона положений, прежде всего касающихся предоставления налоговых и таможенных льгот и освобождения от налогов и таможенных пошлин, не относится к предмету регулирования Закона, так как эти вопросы решаются на основании федеральных законов в области налогообложения. Кроме того, запрещается предоставлять налоговые льготы отдельным организациям в индивидуальном порядке (пункт 2 статьи 31 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
       Глава III Закона, регламентирующая использование в Российской Федерации эмблемы Красного Креста, в недостаточной степени учитывает положения Женевских конвенций, которые предусматривают использование двух различных терминов: эмблемы красного креста как отличительной эмблемы и эмблемы Красного Креста как эмблемы соответствующей организации. Так, в пункте 1 статьи 8 Протокола N 1 эмблема красного креста обозначена как отличительная эмблема, которая используется для защиты медицинских формирований и санитарно-транспортных средств. Статья 38 Протокола N 1 относит эмблему красного креста к признанным эмблемам наряду с иными международно признанными защитными эмблемами, знаками или сигналами. Во втором значении эмблема Красного Креста указана, например, в статье 44 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующей армии.

Б.Ельцин

       Поскольку льготы для лиц, награжденных нагрудными знаками "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР", обеспечиваются государством, то ответственность за процесс награждения возложения на государственные органы управления здравоохранением. Для адресного финансирования и контроля реализации льгот представляется целесообразным введение ежегодной регистрации указанной категории лиц, создания Государственного и региональных регистров лиц, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России". Представляется вполне возможным сотрудничество общественных объединений с органами управления здравоохранением в организационно-методической работе по награждению доноров (материальная, техническая, информационная поддержка). Актуальна разработка дальнейших мер по поощрению безвозмездного донорства крови.
       Опыт отечественных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца по развитию безвозмездного донорства в послевоенные годы имеет мировую известность [3]. Принципы гуманизма, заложенные в основу идеологии общества Красного Креста, в новых экономических условиях находят свое воплощение при условии союза грамотных специалистов-трансфузиологов и энтузиастов-общественников.
       Так в период с октября 1999 г. по май 2000 г. была реализована программа "Привлечение безвозмездных доноров". В пилотном проекте принимали участие 5 регионов РФ: г. Москва, Московская, Нижегородская, Тверская, Белгородская области. Целью программы являлось привлечение в ряды безвозмездных доноров населения и укрепление сотрудничества РОКК и службы крови России [2].
       В рамках программы было проведено 3 семинара, в которых принимали участие председатели областных, городских и первичных организаций РОКК и руководители службы крови 5 регионов РФ, а также представители Министерства здравоохранения РФ и Гематологического научного центра РАМН.
       В декабре было проведено рабочее совещание для председателей областных комитетов РОКК и руководителей службы крови 5 регионов. Целью совещания являлось изучение опыта работы областных комитетов РОКК по организации и пропаганде безвозмездного донорства. Участники совещания единодушно отметили интересный опыт работы Белгородской региональной организации РОКК по вовлечению населения в ряды безвозмездных допоров, в частности, школьников и студентов. В результате обсуждения участники приняли решение провести семинар в Белгородской области с целью изучения опыта работы Белгородской региональной организации РОКК с администрацией области, управлением здравоохранения, службой крови, управлением образования по вовлечению населения в ряды безвозмездных доноров.
       Количество доноров в Белгородской области на 1000 населения составляет 53 донора, все они безвозмездные (в РФ - 15,7 доноров на 1000 населения). "Почетных доноров России" - 5128 чел, "Почетных доноров СССР - 1081 чел. В области постоянно и целенаправленно проводится работа по формированию большинства населения осознанию того, что донорство, особенно на добровольной основе, один их гуманнейших актов человеческого милосердия. В области еще до принятия Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" с 1992 г. начали действовать льготы "Почетным донорам". В 1992 г. администрацией области было издано распоряжение "О предоставлении льгот донорам крови и ее компонентов и дальнейшем стимулировании безвозмездного донорства на территории Белгородской области".
       В настоящее время в области назрела необходимость широкой пропаганды формирования кадров безвозмездного донорства, организации деятельности лекторских групп по предупреждению инфекционных заболеваний, возрождения традиций совместной работы по оказанию благотворительной помощи нуждающейся части населения области, с привлечением к данной работе старших школьников и педагогических коллективов. Существует неразрывная связь в работе образовательных учреждений области и региональной организации РОКК. Правовой основой для того взаимоотношения служит ряд распорядительных документов, принятых администрацией области, который может быть интересен и для других комитетов РОКК. Администрацией области в 2000 г. совместно с управлением образования и региональной организацией РОКК был издан приказ "О совместной работе образовательных учреждений и комитетов Красного Креста районов и городов области". На основании этого приказа каждым районом, городом области был издан свой приказ. Каждая школа на основании приказа района, города области также издает свой приказ с выдвижением ответственного лица, которое будет работать непосредственно с Красным Крестом. Списки ответственных лиц в школах утверждаются управлением образования. Для дальнейшего определения целей с ответственными лицами проводятся семинары.
       В области насчитывается 813 школ. В школах области создано более 150 лекторских групп, в которые входят учащиеся 8-11 классов, их более 500 чел. Учащиеся читают лекции по вопросам значимости донорства и его необходимости, по предупреждению ВИЧ-инфекции, туберкулеза, венерических заболеваний. В области проводятся конкурсы плакатов на тему: "Донорство", СПИД" и т.д., в которых принимают участие большинство школ районов 'и городов области. Для младших школьников подобраны специальные тексты и проведены диктанты на тему: "Живое лекарство", "Донор-даритель" и др., а старшеклассникам были предложены сочинения на эту тему.
       В 32 школах области, где обучаются более 140 учащихся, учатся оказанию первой медицинской помощи, внутримышечным инъекциям, определению групп крови и др.
       В области проходит эксперимент по внедрению уроков валеологии. В 5 районах области на уроках валеологии дети познают значение донорства, бережного отношения к своему здоровью, окружающей среде.
       С целью улучшения обеспечения населения компонентами и препаратами крови и развития донорского движения в области Белгородским областным комитетом РОКК ежегодно заключается договор с областной станцией переливания крови. Согласно договору, станция переливания крови перечисляет на расчетный счет комитета денежные средства для поощрения работников ОКК и райгоркомитетов Красного Креста, организаторов донорства на местах, для проведения агитационно-пропагандистской работы по донорству. Комитет РОКК в свою очередь обеспечивает контрольные цифры по числу доноров и объему крови в установленные сроки.
       По опыту работы Московского городского комитета РОКК одной из главных организации является организация и пропаганда безвозмездного донорства. Работа по безвозмездному донорству проводится в тесном взаимодействии с городской станцией переливания крови на договорной основе с 1994 года в соответствии с законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов".
       Эта работа включает в себя составление графиков проведения выездных донорских комиссий на предприятиях, учреждениях и учебных заведениях города с их совместным обсуждением и последующей реализацией общими усилиями. По предложениям окружных комитетов, которых насчитывается 10, в округах приняты Распоряжения префектов по утверждению графиков проведения "Дней донора" на объектах округа.
       В соответствии с договором ГСПК па расчетный счет МГК РОКК по итогам работы перечисляются денежные средства. С 1994 года комитет получал от СПК 2 рубля за донора, в 2000 году - 13 рублей, за доноров-студентов 3 рубля.
       В 2000 г. почетным донорам-инвалидам в количестве 2000 чел. оказана материальная помощь на сумму 1500000 руб. Программа "Медико-социальная помощь москвичам" предусматривает помощь 3000 чел.
       В целях социальной защите доноров ВОВ по предложению городского комитета принято Распоряжение Мэра г. Москвы № 251/1 от 2 сентября 1996 г. "О социальной защите лиц, награжденных знаком "Почетный донор СССР" за дачу крови во время ВОВ", в соответствии, с которым донорам ВОВ установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере 150 рублей.
       Проведение "Дня донора" на примере Московского Государственного строительного университета
       Студентов МГСУ насчитывается около 8000 чел. Проводится большая работа с администрацией, со студентами и окружным комитетом. Ко дню донора готовится приказ. В целях подготовки "Дня донора" создается общеуниверситетская комиссия в составе: зам. проректора, зав. здравпунктом, ведущего инженера учебного отдела, зам. председателя профкома студентов. Учебные аудитории, в которых будет организован пункт приема донорской крови выводятся из учебного процесса. Для проведения "Дня донора" необходимо 5-6 учебных аудиторий. Деканами факультетов организуются рабочие комиссии на факультетах под председательством одного из зам. деканов факультета.
       За 3-4 дня вывешивается объявление о проведении дня донора, проводится разъяснительная работа о важности данного мероприятия, о льготах для донора, установленных законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов".
       Для нормальной работы пункта дачи крови и поддержания внутреннего соответствующего порядка факультетами в распоряжении комиссии выделяются по 4-5 студентов.
       В дни проведения "Дня донора" в помещениях пункта дачи крови осуществляется влажная уборка с дезинфицирующим раствором.
       Главным электриком в помещениях дачи крови и здравпункта проверяются все электроприборы и обеспечивается их исправность и электробезопасность.
       Контроль за исполнением приказа возлагается на проректоров.
Тверское региональное отделение РОКК в соответствии с Уставом РОКК, в тесном взаимодействии со службой крови и при поддержке Администрации и органов здравоохранения области принимает активное участие в реализации статьи 7 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов".
       Администрацией Тверской области принято Постановление № 69/1241-93 от 11.10.93 г. "О реализации Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов".
       Тверское региональное отделение РОКК насчитывает 37 райгоркомитетов РОКК, которые участвуют в пропаганде и организации донорского движения.
       Количество доноров в области на 1000 населения в 1999 г. составляет 9 доноров, (в 1998 г. - 17 доноров на 1000 населения), из них безвозмездных доноров в 1999 г. - 89,8% (в 1998 г.-88,4%).
       В области 3 станции переливания крови - 1 областная, 2 городских, 18 отделений переливания крови. Компенсацию за питание доноров служба крови выплачивает в размере 50 рублей.
       В 1998 г. областным комитетом РОКК заключен договор с областной станцией переливания крови по вовлечению населения в ряды безвозмездных доноров. Согласно договору, областной комитет проводит работу по вовлечению населения в ряды безвозмездных доноров крови, подготовку, организацию и проведение "дней донора" на предприятиях, составление годовых планов-графиков донорских дней, обеспечивает их согласование, рассылает эти документы по организациям и проводит разъяснительную работу среди населения с использованием пропагандистского материала. Договоры заключаются ежегодно.
       Областная станция переливания крови перечисляет областному комитету денежные средства за вовлечение населения в ряды безвозмездных доноров - ежемесячно но итогам выполненной работы. В 1998 г. областной комитет, согласно договору, получил от службы крови 46 тыс. рублей, в 1999 г. - 25 тыс. рублей.
       Администрация области ежегодно своим решением утверждает и рассылает график выездов бригад областной станции переливания крови в районы области и на предприятия г. Твери. Районные комитеты РОКК за месяц до проведения донорского дня направляют выписку из утвержденного Администрацией области графика на предприятия. Комитеты РОКК при проведении донорских дней привлекают добровольцев для организации учета доноров и подбинтовки.
       В 1999 г. Тверской областной организацией РОКК было проведено 9 президиумов. На каждом президиуме обязательно обсуждаются вопросы награждения доноров, организации и пропаганды донорства.
       С 1993 г. в области успешно реализуется благотворительная программа "Безвозмездное донорство крови". Программа предусматривает развитие безвозмездного донорства крови в области, взаимодействие комитетов и активистов Красного Креста с органами здравоохранения и службой крови. Программа состоит из двух разделов: вовлечение населения области в ряды безвозмездных доноров крови и оформление материалов на награждение доноров, сдавших кровь 40 и более раз, знаком "Почетный донор России".
       В целях пропаганды безвозмездного донорства областным комитетом используются выступления по радио и телевидению.
       Таким образом, в тесном взаимодействии с органами государственной власти, местного самоуправления и учреждениями службы крови энтузиасты общественных объединений, в первую очередь - общества Красного Креста могут внести существенный вклад в развитие донорского движения, других высших проявлений добродетели, милосердия и человеколюбия.

ЛИТЕРАТУРА


       1. Селиванов Е.А., Данилова Т.Н., Белов Е.В. Служба крови России в 2000 году// Трансфузиология.- 2001, №5.- С.6-20
       2. Информационное письмо Центрального Комитета Российского общества Красного Креста № 07-08/2038 от 10.11.2000
       3. Huestis D.W. Russia's national research center for hematology: its role in the development of blood banking// Transfusion.- 2002.- Vol.42, №4.- P.490-494


На главную

 

Copyright © 2001-2003, Intelforum