Ответ на "не удовлетворён ответом"
Дорогой товарищ Семенов И.Н.
При всем уважении не могу согласиться с Вашим тезисом о том, что "простой сельский врач" это как бы и не врач.
Спасибо за добрые слова, но хотелось бы достичь консенсус в том, что наш сайт не призван заменить до- и последипломное образование.
Пожалуйста, привожу документ полностью
----------------------
Приложение 14
к приказу Минздрава РФ
от 25 декабря 1997 г. N 380
Квалификационная характеристика врача клинической лабораторной диагностики*
Специальность "клиническая лабораторная диагностика"
В соответствии с требованиями специальности врач клинической лабораторной диагностики должен знать и уметь:
1. Общие знания:
- законодательные акты о здравоохранении и нормативные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
- основы медицинского страхования и деятельности клинико-диагностических лабораторий;
- основы и клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний;
- основы профилактики заболеваний и санитарно-просветительной работы;
- основы Международной и отечественной классификации болезней (МКБ, ОКБ);
- современные направления развития медицины.
2. Специальные знания:
По вопросам организации работы в клинико-диагностической лаборатории:
- директивные документы, определяющие деятельность лабораторной службы;
- система организации лабораторной службы в стране, задачи и ее структура;
- основные принципы работы централизованной лаборатории, в том числе медицинских диагностических центров;
- современные методы лабораторной диагностики;
- положение об аккредитации клинико-диагностических лабораторий;
- основы техники безопасности в клинико-диагностических лабораториях.
По общим требованиям специальности:
- срочная и плановая лабораторная диагностика заболеваний;
- лабораторный контроль за течением болезни и восстановлением трудоспособности;
- лабораторный контроль за действием лекарственных препаратов;
- лабораторные исследования при диспансеризации;
- консультативная помощь врачам-лаборантам, врачам других клинических специальностей;
- профессиональная помощь лаборантам;
- организация лабораторных исследований в соответствии с характером лечебного учреждения;
- планирование методических программ клинико-диагностических лабораторий и диагностических лабораторных исследований в соответствии с инструктивной и нормативной документацией;
- оценка и интерпретация результатов исследования;
- работа по внедрению новых методов исследования и оборудования;
- участие в обучении и повышении квалификации специалистов со средним медицинским образованием;
- участие в работе по оптимизации лабораторно-диагностических методов и повышении значимости лабораторных исследований в диагностике заболеваний;
- проведение экспертной оценки (экспертизы) правильности назначения и интерпретации анализов;
- проведение ежегодного анализа работы лаборатории с учетом профиля лечебного учреждения.
По общим вопросам лабораторной диагностики:
- структура и функция органов кроветворения, пищеварительной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем; строение функций желез, серозных оболочек, опорно-двигательного аппарата, кожи;
- структура и функции клеток, возрастные особенности клеточного состава
органов, тканей и биологических жидкостей;
- правила и способы получения биологического материала для морфологических, биохимических, генетических, иммунологических, бактериологических, серологических и др. исследований;
- приготовление, фиксация и окраска препаратов для морфологическогоисследования;
- консервирование, хранение, обезвреживание и доставка биологических материалов;
- этиология, патогенез, клиника и лабораторная диагностика основных заболеваний системы кровообращения, кроветворения, системы дыхания, мочеполовой системы, системы пищеварения, печени и желчных путей, опорно-двигательной системы, соединительной ткани, мышечной ткани,
эндокринной системы;
- влияние терапии на лабораторные показатели;
- влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя и др. на результаты
лабораторных исследований;
- основы клиники и ранней диагностики онкологических заболеваний;
- влияние биологических факторов (возраст, пол, время года, дневные ритмы,
месячные циклы и др.) на результаты лабораторных исследований.
По контролю качества лабораторных исследований:
- организация контроля качества (КК), порядок проведения, основные
требования, предъявляемые к проведению КК;
- возможные источники погрешностей при лабораторных исследованиях;
- классификация ошибок, внелабораторные погрешности, внутрилабораторные
погрешности, аналитические погрешности. Ошибки грубые, случайные,
систематические;
- внутрилабораторный, межлабораторный КК. Методы КК (контроль
воспроизводимости, контроль правильности), основные статистические
показатели;
- порядок проведения внутрилабораторного КК. Построение контрольных карт,
критерии работы по контрольной карте;
- контрольные материалы: контрольные сыворотки сливные и коммерческие,
сыворотки животных и человека, аттестованные и неаттестованные сыворотки.
Контрольные материалы по гематологии, общеклиническим методам исследования,
цитологии, микробиологии. Требования, предъявляемые к контрольным
материалам;
- межлабораторный КК. Варианты межлабораторного КК, оценка работы
лабораторий.
По биохимическим исследованиям:
взятие биоматериала:
- правила взятия крови, мочи, других биологических материалов, правила
транспортировки и хранения, стабилизация биоматериала;
методы клинической биохимии:
- физико-химические и биохимические методы;
- основные принципы фотометрии, спектрофотометрии, др. спектральных методов,
потенциометрии с использованием ион-селективных электродов, принципы
электрофореза, хроматографии;
- принципы работы автоматизированных аналитических систем;
- основные принципы иммуноферментного анализа;
обмен белков:
- биосинтез и структура белка, функция белков;
- физико-химические свойства белков;
- метаболизм белков и аминокислот, переваривание белков, особенности
метаболизма отдельных аминокислот;
- образование конечных продуктов обмена белков, образование аммиака,
мочевины, креатина, азотистый баланс, клинико-диагностическое значение
определения фракций остаточного азота и других азотсодержащих продуктов;
- белки плазмы крови, альбумины, альфа1-, альфа2-, бетта-, гамма-глобулины,
белки "острой фазы", гипо-, гипер-, диспротеинемии, парапротеинемии,
иммунодефицитные состояния, клинико-диагностическое определение отдельных
белков плазмы крови;
ферменты:
- строение ферментов, кофакторы и коферменты, сущность процесса катализа;
- принципы международной классификации ферментов;
- регуляция ферментативной активности;
- гипо- и гиперферментемии, наследственные и приобретенные энзимопатии;
- клинико-диагностическое значение определения активности ферментов и их
изоформ в биологических жидкостях при патологии;
- энзимодиагностика заболеваний сердечно-сосудистой системы, печени,
поджелудочной железы, костной ткани, мышечной ткани и др. патологии;
- общие принципы определения активности ферментов;
обмен углеводов:
- метаболизм углеводов, пути превращения глюкозы: переваривание и
всасывание, расщепление глюкозы;
- гликолитическая цепь, гликогенолиз, пентофосфатный цикл, окислительное
фосфорилирование, образование и расход энергии АТФ;
- обмен глюкозы, галактозы, фруктозы. Гипо- и гипергликемии.
Клинико-диагностическое значение определения глюкозы в крови и моче;
- регуляция и нарушение обмена гликогена. Гликогенозы. Гликозаминогликаны;
- патохимические основы и диагностика сахарного диабета. Характеристика
нарушений обмена веществ при сахарном диабете. Клинико-лабораторные
показатели при сахарном диабете. Гликозилированный гемоглобин и др.
гликозилированные белки. Гипо- и гипергликемические комы при сахарном
диабете;
обмен липидов:
- основные классы липидов: жирные кислоты, триглицериды, холестерин и его
эфиры, фосфолипиды;
- усвоение липидов в пищеварительной системе: эмульгирование, переваривание,
всасывание липидов;
- транспорт липидов в организме. Роль липопротеидов;
- патология обмена липидов. Гипо- и гиперхолестеринемии при заболеваниях
сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы, печени. Роль гормонов в
регуляции липидов. Алкоголизм и жировой гепатоз;
- липопротеиды: структуры и функция липопротеидов. Апопротеиды.
Классификация липопротеидов крови человека. Изменения спектра липопротеидов
при различных заболеваниях;
- дислипопротеидемия, классификация гиперлипопротеидемий. Семейные
гиперлипопротеидемии. Дислипопротеидемии при заболеваниях внутренних
органов: диабет, нефротический синдром, заболевания щитовидной железы,
панкреатит, алкоголизм;
- атеросклероз;
гормоны:
- гормоны: химическая природа и биологическое действие. Взаимодействие
гормонов с рецепторами клеток. Внутриклеточные посредники гормонов;
- действие гормонов гипотоламо-гипофизарной системы, щитовидной железы,
поджелудочной железы, надпочечников, половых желез;
- взаимосвязь гормонов гипофиза и гипоталамуса. Гипо- и гиперпродукция
гормонов гипоталамо-гипофизарной системы. Гипо- и гиперфункция щитовидной
железы. Первичный и вторичный гиперпаратиреоз. Нарушения функции эндокринной
части поджелудочной железы. Этиология и патогенез инсулинозависимого и
инсулинонезависимого сахарного диабета. Гипо- и гиперфункция мозгового слоя
надпочечников. Феохромоцитома, клинические симптомы;
- гипо- и гиперфункция коры надпочечников. Дифференциальная диагностика
первичного и вторичного гиперальдостеронизма. Острая и хроническая
надпочечниковая недостаточность. Лабораторные методы определения
глюкокортикоидов и минералокортикоидов и их клинико-диагностическое
значение. Гипо- и гиперфункция половых желез, связь половых желез с
гипоталамо-гипофизарной системой. Определение эстрогенов и андрогенов.
Использование ИФА и радиоиммунологического анализа для характеристики
гормонального профиля больных;
водно-минеральный обмен:
- водный обмен, регуляция водного обмена;
- патология водного обмена, клинико-диагностическое значение определения
водных пространств при сердечно-сосудистых заболеваниях, болезнях почек,
печени, желудочно-кишечного тракта, эндокринной, мышечной систем;
- минеральный обмен, физиологическая роль ионов;
- распределение в организме, регуляция обмена ионов. Клинико-диагностическое
значение определения минеральных веществ: натрия, калия, кальция, магния,
фосфора, хлора и микроэлементов;
- концентрация и активность ионов, общее содержание и ионизированный Ca и
Mg;
- особенности обмена железа, содержание его в организме, процессы
всасывания;
- транспортные и депонированные формы железа, роль трансферрина, ферритина,
гемосидерина;
- механизмы развития железодефицитной анемии. Лабораторная диагностика
абсолютного и относительного дефицита железа. Гемохроматоз, лабораторная
диагностика;
кислотно-основное состояние (КОС):
- характеристика кислот и оснований, буферные системы крови;
- физиологические системы регуляции КОС;
- показатели КОС в норме и патологии, клинико-диагностическое значение
определяемых показателей;
- формы нарушений: ацидозы, алкалозы, виды нарушений: респираторные,
метаболические. Динамика лабораторных показателей. Особенности КОС при
заболеваниях легких, почек, др. органов и систем;
обмен гемоглобина:
- порфирины: структура, функция, биологическая роль;
- нарушение обмена порфиринов, порфирии, порфинурии, лабораторная
диагностика эритропоэтических и печеночных порфирий;
- образование желчных пигментов, конъюгированный и неконъюгированный
билирубин;
- обмен стеркобилиногена и уробилиногена;
- патология обмена желчных пигментов, клинико-диагностическое значение
показателей обмена желчных пигментов, лабораторно-дифференциальная
диагностика желтух;
коагулология:
- сосудисто-тромбоцитарный гемостаз, тканевые факторы свертывания, факторы
форменных элементов крови, их роль в свертывании крови;
- плазменный гемостаз, факторы свертывания плазмы и их биологическое
действие, каскадный механизм активации плазменных факторов, основные этапы
превращения фибриногена в фибрин;
- антикоагулянты, гепарин, фибринолитическая система и ее биологическая
функция;
- продукты деградации фибрина, их биологическое действие;
- регуляция гемостаза, взаимодействие факторов сосудистой стенки,
тромбоцитов, плазменной, фибринолитической, кининовой систем, системы
комплемента;
- нарушения системы гемостаза, гемофилии, тромбоцитопатии, тромбоцитопении,
тромбозы;
- особенности гемостатической терапии, контроль за антикоагулянтной
терапией;
- ДВС-синдром, тромбоэмболитические состояния;
- особенности коагулограммы при гиперкоагуляции, при гипокоагуляции.
Клинико-диагностическое значение коагулограмм.
По гематологическим исследованиям:
- учение о кроветворении. Теория кроветворения. Регуляция гемопоэза;
- эритропоэз нормобластический, мегалобластический;
- морфологическая и функциональная характеристика эритроцитов. Эритроцитозы.
Эритроцитопении. Эритроцитопатии;
- обмен гемоглобина, обмен витамина В12, фолиевой кислоты;
- лейкопоэз. Морфологическая и функциональная характеристика лейкоцитов.
Лейкоцитозы, лейкопении. Цитохимическая характеристика лейкоцитов, роль
гликогена, липидов, миелопероксидазы и др. ферментов в дифференциальной
диагностике клеток лейкопоэза. Показатели внутриклеточного и внутрисосудного
гемолиза. Патогенез эритроцитопатии;
- клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга;
- энзимопатии эритроцитов. Гемоглобинопатии. Иммунные и аутоиммунные
гемолитические анемии;
- клинико-лабораторные показатели периферической крови и костного мозга и
дополнительных лабораторных исследований;
- болезнь Маркьяфавы-Микеле, патогенез, морфологические, биохимические,
иммунологические исследования крови, костного мозга;
- лабораторные показатели гемолитического криза, компенсированного и
декомпенсированного гемолиза. Клинико-диагностическое значение гемо- и
миелограмм в дифференциальной диагностике гемолитической анемии;
- апластические анемии, этиология, патогенез. Клинико-лабораторные
показатели крови и костного мозга. Динамика гематологических изменений в
зависимости от стадии заболевания;
- агранулоцитозы (иммунный, миелотоксический). Этиология и патогенез.
Клинико-гематологические показатели крови и костного мозга. Динамика
гематологических изменений в разных стадиях заболевания и процессе лечения.
Дифференциальная диагностика с острыми лейкозами и др. заболеваниями
кроветворной системы;
- геморрагические диатезы, гемофилии, тромбоцитопении, геморрагический
васкулит. Этиология, патогенез, классификация. Клинико-лабораторные
показатели крови и костного мозга, коагулограмм. Клинико-диагностическое
значение исследования гемо- и миелограмм в дифференциальной диагностике
геморрагических диатезов;
- изменение крови и костного мозга при различных патологических состояниях.
Клинико-лабораторные показатели при инфекционном лимфоцитозе, вирусных,
паразитарных заболеваниях, туберкулезе, хирургических (острых и хронических)
и онкологических заболеваниях;
- лучевая болезнь, патогенез и клиника острой лучевой болезни.
Клинико-лабораторные показатели начального периода, периода выраженных
явлений, периода восстановления.
По общеклиническим исследованиям:
- строение и функции органов дыхания. Способы сбора мокроты, получения
биоматериала при бронхоскопии, пункции легкого, приготовление препаратов для
лабораторного исследования. Заболевания органов дыхания. Исследование
физических, химических свойств мокроты. Морфологическое и
бактериоскопическое исследование мокроты и отделяемого из бронхов при
туберкулезе, воспалительных процессах, бронхиальной астме, пневмониозах,
гистоплазмозе, муковисцидозе. Клинико-диагностическое значение результатов
исследования;
- строение и функция органов пищеварения. Способы получения для
использования желудочного сока, дуоденального содержимого, кишечного
отделяемого. Методы фракционного желудочного зондирования. Заболевания
органов пищеварительной системы. Патогенез. Классификация заболеваний
желудка и двенадцатиперстной кишки, тонкой и толстой кишок, печени и
желчного пузыря. Основные функции желудка (кислотообразующая, ферменто- и
белковообразующая). Клинико-диагностическое значение фракционного
дуоденального зондирования. Исследование дуоденального содержимого для
определения желчеобразовательной функции. Физические и химические свойства
желчи, значение микроскопического исследования;
- копрологическое исследование, условия получения материала, основные
копрологические синдромы. Физические и химические свойства кала.
Клинико-диагностическое значение микроскопического исследования кала.
Техника приготовления эмульсии испражнений, препаратов для микроскопического
исследования, проведения микрохимических реакций для дифференциальной
диагностики расщепленного жира; особенности окраски капель жирных кислот и
нейтрального жира, окраски нерасщепленного и частично расщепленного крахмала
и йодофильной флоры;
- строение и функции отделов мочевыдительной и мочеобразовательной системы.
Получение материала для исследования органов мочевыделительной системы.
Заболевания органов мочевыделительной и мочеобразовательной системы
(патогенез, классификация);
- физические свойства мочи, химические исследования мочи. Принципы методов
обнаружения и определения белка, клиническое значение. Принципы методов
обнаружения и определения в моче глюкозы и др. сахаров, клиническое
значение. Клиническое значение кетонурии. Принципы методов обнаружения
кетоновых тел;
- клиническое значение билирубинурии, принцип методов обнаружения билирубина
в моче. Клиническое значение наличия желчных кислот в моче, принципы методов
их обнаружения. Клиническое значение наличия уробилиновых тел в моче,
принцип методов их обнаружения. Клиническое значение гематурии,
гемоглобинурии, гемосидеринурии. Принципы методов и клиническое значение
индиканурии, меланурии, бактериурии;
- микроскопия осадка, принцип отбора мочи для центрифугирования. Морфология
эпителия мочевыводящих путей, эритроцитов, лейкоцитов в норме и при
патологии. Цилиндры, строение кристаллов кислых, щелочных и амфотерных
солей. Клинико-диагностическое значение лейкоцитурии, цилиндрурии, почечного
эпителия и его жировой дистрофии, переходного эпителия, солевого осадка.
Принцип отбора мочи для центрифугирования при применении количественного
исследования клеточных элементов мочи и цилиндров в камере. Принцип работы с
камерой;
- строение и функции центральной нервной системы (оболочек мозга и
спинномозгового канала). Получение биоматериала при заболеваниях ЦНС.
Заболевания центральной нервной системы. Определение физических и химических
свойств спинномозговой жидкости, морфология клеточных элементов.
Клинико-диагностическое исследование ликвора;
- строение и функции серозных оболочек: синовиальной, перикарда, плевры,
брюшины. Получение материала из серозных полостей. Поражение серозных
оболочек. Определение свойств выпотных жидкостей (физических и химических).
Морфология клеточного состава при туберкулезе, воспалении, застойных
выпотах. Клинико-диагностическое значение исследования;
- строение и функции женских половых органов. Получение материала при
заболевании женских половых органов методом аспирации из полости матки,
цервикального канала, влагалища. Заболевания половых органов. Определение в
вагинальном отделяемом степени чистоты, трихомонад, гонококков,
дрожжеподобных грибков, элементов воспаления. Клинико-диагностическое
значение результатов исследования;
- строение и функции мужских половых органов. Получение материала при
заболеваниях мужских половых органов. Морфологическое исследование
клеточного состава сока предстательной железы и семенной жидкости.
Клиническое значение результатов исследования.
По паразитологическим исследованиям:
- основные морфологические характеристики гельминтов;
- особенности дифференциальной диагностики различных видов гельминтов и их
яиц;
- паразиты малярии, вид, стадии развития;
- морфология малярийных паразитов;
- возбудители заболеваний: венерических, грибковых, кожных;
- простейшие: вид, стадии развития, морфология;
- заболевания, вызванные простейшими;
- дифференциальная диагностика паразитов.
По цитологическим исследованиям:
- морфологическая картина воспалительного процесса, гранулематозной и
грануляционной тканей;
- основные признаки пролиферации, дисплазии, метаплазии, фоновых процессов;
- особенности предраковых состояний, реактивной гиперплазии, опухолевых
поражений, метастазирования;
- особенности и возможности дифференцировки опухолей разной локализации.
По иммунологическим исследованиям:
- учение об иммунитете, виды иммунитета;
- антиген-неспецифические факторы иммунной реактивности организма;
- фагоцитарная система;
- естественные киллерные клетки;
- гуморальные антиген-неспецифические факторы иммунной защиты;
- структура и функции лимфоидной системы;
- Т- и В-клеточная система иммунитета;
- антигены и иммуногены;
- иммуногенетика и молекулярные основы иммунного ответа;
- гормоны и цитокины иммунного ответа;
- регуляция иммунной системы;
- иммунологическая толерантность и аутоиммунитет;
- онтогенез иммунной системы;
- изоантигены системы крови и антитела к клеткам крови;
- врожденные и приобретенные иммунодефицитные состояния;
- иммунная система при инфекциях;
- аллергия и атопические заболевания;
- методы оценки иммунного статуса;
- лабораторные методы исследования иммунной системы;
- исследование антиген-неспецифического клеточного и гуморального
иммунитета; исследование Т- и В-лимфоцитов и продуктов их жизнедеятельности.
По медико-генетическим исследованиям:
- предмет и задачи медицинской генетики;
- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной
предрасположенностью;
- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности;
- гены и признаки;
- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутагенные
факторы;
- методы диагностики наследственных болезней: цитогенетические,
морфологические, биохимические, пренатальные.
3. Знания смежных дисциплин:
- современные методы обследования больного;
- организация и объем первой врачебной медицинской помощи в военно-полевых
условиях, при массовых поражениях населения и катастрофах;
- основы первичной реанимации;
- основные источники облучения человека, основы радиационной безопасности,
гигиенического нормирования радиационного фактора.
4. Умения:
По общим вопросам диагностической работы:
- оказать помощь на догоспитальном этапе при механической асфиксии,
утоплении, поражении молнией, электрическим током;
- поставить лабораторный диагноз и провести дифференциальный диагноз,
использовав клинические и дополнительные методы исследований;
- провести анализ работы лаборатории, определить способы ее улучшения;
- провести анализ расхождения лабораторного диагноза с клиническим и
патологоанатомическим диагнозом, выявить ошибки и разработать мероприятия по
улучшению качества диагностической работы;
- организовать рабочее место для проведения морфологических
(цитологических), биохимических, иммунологических, генетических и других
исследований;
- организовать работу среднего медицинского персонала;
- провести лабораторное обследование больных с помощью экспресс-методов (при
отравлениях, массовых поражениях, катастрофах, авариях);
- работать с контрольным материалом: сывороткой крови, клеточной суспензией,
мазками и др.;
- оценить результаты исследования и сформулировать заключение (поставить
лабораторный диагноз);
- определить необходимость дополнительного обследования больного;
- оформить документацию, предусмотренную нормативными документами МЗ РФ;
- работать на анализаторах, имеющихся в лаборатории.
По биохимическим исследованиям:
- получить сыворотку, плазму крови, взвесь эритроцитов, собрать мочу для
исследования;
- приготовить реактивы;
- обработать химическую посуду;
- построить калибровочные кривые;
- работать на приборах, которыми оснащена лаборатория
(фотоэлектроколориметрах, спектрофотометрах, центрифугах, провести
электрофорез белков и др.);
- подобрать соответствующие реактивы для методов клинической биохимии,
адаптировать реактивы для используемой аппаратуры;
- производить необходимые расчеты;
- выявлять нарушения в обмене белков, углеводов, липидов, ферментов,
гормонов, изменения водно-минерального, кислотно-основного состояния,
системы гемостаза и др.;
- определить последовательность биохимических исследований;
- оценить результаты биохимических исследований;
- проводить контроль качества лабораторных исследований;
- составить программу лабораторной диагностики и дифференциации для больных
при плановом обследовании и при острых состояниях (диабетическая кома,
острый панкреатит, инфаркт миокарда и др.);
- определить клинико-диагностическое значение результатов биохимических
исследований;
- владеть методами ориентировочной и расширенной коагулограммы;
- выявлять патологию тромбоцитарно-сосудистого, плазменного гемостаза,
фибринолиза, антикоагулянтного звена;
- диагностировать коагулопатии;
- интерпретировать лабораторные показатели нарушения гемостаза при
заболеваниях печени, желудочно-кишечного тракта и др. органов;
- оценивать эффективность лечения непрямыми антикоагулянтами, гепарином,
дезагрегантами, тромболитическими, фибринолитическими средствами и др.
препаратами;
- определять клинико-диагностическое значение лабораторных показателей.
По гематологическим исследованиям:
- взять материал для химического и микроскопического исследования,
приготовить, фиксировать и окрасить гематологические препараты;
- идентифицировать в окрашенных препаратах нормоциты, сфероциты, микроциты,
мегалоциты и др. формы эритроцитов. Идентифицировать гипохромию,
гиперхромию, анизоцитоз, пойкилоцитоз. Обнаружить в окрашенных мазках
включения в эритроциты: базофильной пунктации, телец Жолли, колец Кебота.
Выявить в мазках, окрашенных суправитально, сетчато-нитчатую субстанцию в
ретикулоцитах. Оценить результаты, дать заключение;
- идентифицировать в окрашенных мазках крови различные виды лейкоцитов.
Провести подсчет лейкоцитарной формулы. Дифференцировать элементы эритно- и
лейкопоэза в мазках костного мозга;
- дать морфологическую характеристику изменений эритроцитов (микросфероциты,
эллиптоциты, овалоциты, стоматоциты, акантоциты, мишеневидные эритроциты),
подсчитать миелограмму, оценить результаты;
- провести исследование гемо- и миелограммы при острых и хронических
лейкозах, оценить полученные результаты;
- провести исследование гемо- и миелограммы при анемиях, оценить полученные
результаты;
- исследовать гемо- и миелограмму, морфологию элементов мегакариоцитарного
костного мозга и морфологию тромбоцитов в крови. Оценить показатели
гемопоэза;
- провести исследование гемо- и миелограммы при острых и хронических
инфекционных, опухолевых и др. заболеваниях;
- провести исследование гемо- и миелограммы при лучевой болезни, оценить
полученные результаты;
- определить критерии эффективности лечения гематологических заболеваний;
- диагностировать агранулоцитоз, интерпретировать динамику лабораторных
показателей периферической крови и костного мозга при агранулоцитозе.
По общеклиническим исследованиям:
- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;
- выбрать диагностическую программу, описать свойства мокроты, обнаружить
патологические примеси в мокроте. Приготовить и микроскопировать нативный
препарат. Микроскопия окрашенных препаратов, идентификация клеточных
элементов, микобактерий туберкулеза, бактерий. Оценить полученные
результаты;
- описать свойства желудочного сока, определить наличие свободной соляной
кислоты, общей кислотности желудочного сока, определить пепсин с помощью
беззондовых методов. Оценить полученные результаты;
- микроскопировать желудочное содержимое в нативном и окрашенном препаратах.
Различить элементы застойной пищи и флоры. Оценить полученные результаты;
- описать патологические признаки дуоденального содержимого, определить
количество выделившейся желчи в разные фазы при фракционном дуоденальном
зондировании. Определить относительную плотность, концентрацию, рН желчи.
Микроскопировать дуоденальное содержимое, приготовить нативный препарат,
дифференцировать клеточные элементы двенадцатиперстной кишки и
желчевыделительной системы и кристаллов (соли). Провести микрохимические
реакции для дифференциации кристаллов холестерина и жирных кислот. Выявить
лямблии (простейшие), гельминты и их яйца. Оценить полученные результаты;
- описать патологические признаки в кале (кровь, гной, слизь), выявить
гельминты, остатки непереваренной пищи. Определить реакцию кала (рН),
диагностировать скрытое кровотечение, скрытое воспаление, обнаружить
стеркобилин и билирубин. Оценить полученные результаты;
- описать патологические признаки мочи, определить относительную плотность,
рН мочи, измерить в моче количество белка, обнаружить белок Бенс-Джонса.
Определить в моче количество глюкозы, обнаружить фруктозу и лактозу,
кетоновые тела, желчные кислоты, уробилиноген, эритроциты, гемоглобин,
индикан, дать характеристику бактериурии. Приготовить препараты для
микроскопирования осадка мочи, дифференцировать клеточные элементы, соли,
белковые и клеточные цилиндры. Подсчитать в камере количество эритроцитов,
лейкоцитов, цилиндров в моче. Обнаружить в осадке дрожжевые клетки и
мицелии, в окрашенных препаратах-туберкулезные микробактерии. Оценить
полученные результаты;
- выбрать диагностическую программу, описать патологические признаки
спинномозговой жидкости. Дифференцировать клеточные элементы в счетной
камере, микроскопировать окрашенные препараты. Оценить полученные
результаты;
- выбрать диагностическую программу, описать патологические признаки
транссудатов и экссудатов. Поставить пробу Ривальта, определить количество
белка, микроскопировать нативные препараты, диффенцировать клеточные
элементы в окрашенных препаратах. Оценить полученные результаты;
- выбрать диагностическую программу, описать патологические признаки
семенной жидкости. Микроскопировать нативные и окрашенные препараты,
определить количество и подвижность сперматозоидов. Определить флору.
Оценить полученные результаты.
По цитологическим исследованиям:
- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;
- диагностировать по клеточным элементам острый и хронический воспалительный
процесс;
- выявлять грануляционную ткань, гранулематозную пролиферацию;
- дифференцировать пролиферацию, дисплазию, метаплазию, фоновые процессы;
- диагностировать предраковые состояния, гиперплазию (реактивную и
опухолевую), опухоли;
- определять по возможности цитологическую форму и степень дифференциации
опухоли: легких, пищевода, желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы,
мочевого пузыря, яичка, тела и шейки матки, щитовидной железы, молочной
железы, предстательной железы, мягких тканей, скелета, кожи, лимфатических
узлов, серозных оболочек, костного мозга;
По паразитологическим и микробиологическим исследованиям:
- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;
- идентифицировать в различном биологическом материале яйца гельминтов,
простейшие;
- дифференцировать виды малярийных паразитов в толстой капле и мазках
периферической крови;
- диагностировать возбудителей кожно-венерических заболеваний: бледную
трепонему, возбудителя мягкого шанкра, гоноккоков # , трихомонад, хламидий,
гарднарелл и др.; возбудителей грибковых заболеваний;
- интерпретировать результаты исследований биологического материала,
составить программу обследования.
По иммунологическим исследованиям:
- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;
- определить группу крови и резус-фактор;
- проводить исследование совместимости крови донора и реципиента при
гемотрансфузиях и трансплантациях;
- определить иммунный статус организма;
- определить клеточный и гуморальный иммунитет;
- проводить иммунологическое исследование при бесплодии и патологии
беременности, эндокринных расстройствах и заболеваниях, острых и хронических
интоксикациях и инфекциях.
По медико-генетическим исследованиям:
- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;
- провести диагностику по половому хроматину;
- определить Х- и Y-хромосомы;
- исследовать кариотип;
- культивировать лимфоциты крови для хромосомного анализа;
- приготовить препараты культуры лимфоцитов.
5. Манипуляции:
- реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, непрямой массаж
сердца);
- желудочное зондирование и промывание желудка через зонд;
- катетеризация мочевого пузыря;
- остановка кровотечения;
- определение групповой принадлежности крови;
- взятие капиллярной крови для лабораторного анализа;
- взятие венозной крови для анализа.
Начальник Управления
организации медицинской помощи
А.И.Вялков
населению
-------------------------------------------------
Об инструкции "да только вот не утверждал её никто" - Вы не правы, извините.
Еще один документ привожу полностью здесь
Таким образом, хотелось бы ответить "ДА", но сомнения возникают не в отношении тест-системы (она как раз разрешена), а, извините, в отношении эффективности и качества работы службы крови Вашей организации.
Невозможно упомянутым Вами штатом вести донорский регистр, контролировать качество компонентов крови, поверять средства измерений, проводить внутрилабораторный контроль качества и т.д. Даже если предположить наличие сверхчеловеческих способностей, то вряд ли рационально создавать современную службу крови в отдельно взятом Волосовском районе Ленинградской области. Ведь Волосовский район
Образован в 1927 г.
Территория - 2680,5 кв. км.
Население - 47,1 тыс. чел.
Пос. Волосово, население 11, 5 тыс. чел.
Расстояние до Санкт-Петербурга 85 км
Целесообразно заключить договор с СПК Ленобласти (или другими - ГСПК, ВМедА и т.д.). Организовать Дни донора для работы выездной бригады (раз в 2-4 месяца, человек на 400-500). Получать качественные компоненты крови на СПК. В больнице иметь 2 холодильника: на минус 30, и плюс 4. В первом холодильнике создать банк СЗП - литров на 200. Во второй холодильник раз в 4 недели закладывать эритроцитную взвесь с SAGM (на случай чрезвычайной ситуации брать побольше группы О). Неиспользованную взвесь возвращать на СПК за 2 недели до истечения срока хранения. Итого потребуется 13 поездок в город в год. Непокупка одной рефрижераторной центрифуги (30 тыс. долларов) позволит Вам обеспечить трафик безопасных и эффективных компонентов крови по маршруту СПб-Волосово в течение 46 лет.
Автор ответа: Е.Жибурт
Дата ответа: 30.06.2005 |